Международный институт космотворчества

Из писем Н.В.Чижевской

О передаче мысли на расстояние

Передача мысли в пространстве

Новый вид излучения солнца

А.Л.Чижевский - "парадоксов друг"

Поручение профессора Чижевского

Неразгаданная тайна А.Л.Чижевского

Интерес А.Л.Чижевского к парапсихологии

Спасск - отголосок ядерных взрывов

Об иммуногематологической обусловленности ритма онкологической заболеваемости

Влияние биологического объекта на электрическую проводимость воды

Глобальные катастрофы и космоэкологическое преобразование сознания

Конвульсии Эльбрусского бароцентра

Солнечная активность и среда обитания

Патриарху космического естествознания 75 лет!

Музей-библиотека Н.Ф.Федорова

Социальная психофизика

Диагностика по изображениям


МИК А.Л.Чижевского
Новые статьи по психологиии на Московский психологический журнал
 
Неразгаданная тайна А.Л. Чижевского
 

И.В. Мирзалис

Мое независимое расследование одного из загадочных обстоятельств творчества А.Л. Чижевского начиналось так. Во второй половине 1959 года в Госполитиздате вышла книга члена-корреспондента Академии медицинских наук СССР Л.Л. Васильева "Таинственные явления человеческой психики". В одной из ее глав - "Существует ли мозговое радио?" - популярно рассказывалось о феномене телепатии. Позже я узнал, что ее автор - друг и соратник А.Л. Чижевского.

Еще большую роль в возбуждении интереса к проблеме телепатии сыграла статья Б.Б. Кажинского (пионера научного исследования телепатии в СССР) "Радиопередача мыслей", напечатанная в газете "Комсомольская правда" 15 ноября 1959 года.

Да и прототипом главного героя научно-фантастического романа А.Р. Беляева "Властелин мира" - Качинского, изобретателя психотронного генератора, был (как я узнал впоследствии) Б.Б. Кажинский.
10 декабря 1959 года я впервые посетил Б.Б. Кажинского по делам кружка биологии факультета.

Меня заинтриговал странный прибор в комнате Б.Б. Кажинского: колесо диаметром около полуметра, вертикально укрепленное на подставке. По внутреннему ободу колеса располагалось множество подвижных лепестков. "Это аэроионизатор", - пояснил Бернард Бернардович и рассказал о принципе его действия. Так я впервые увидел то, что ныне известно как люстра Чижевского.

По окончании университета я работал в парапсихологической лаборатории. В самом конце 1960 года, сопровождая моего руководителя - Дмитрия Георгиевича Мирзу, я в очередной раз побывал у Кажинского. Мы вошли в обычную московскую коммунальную квартиру, одну из комнат которой занимали Бернард Бернардович и его жена. Помимо них в комнате находился неизвестный мне человек. Мы поздоровались. "Александр Леонидович", - назвал себя незнакомец и протянул мне руку.

Улучив момент, незаметно спросил Дмитрия Георгиевича, кто такой Александр Леонидович. Дмитрий Георгиевич глянул на меня с укоризной: "Игорь! Такого человека грех не знать, это - Чижевский!"

Конечно же, фамилия и труды Чижевского были мне знакомы, но возможность личной встречи представлялась маловероятной. К тому же я и не подозревал тогда, что в сферу обширных интересов А.Л. Чижевского включена и телепатия, что было для меня приятной неожиданностью.

В какой-то момент инициативу в разговоре перехватил Чижевский, вспомнив об истории, героем которой был радиоинженер В.К. Чеховский, проводивший серьезные даже по нынешним меркам исследования в области мысленного внушения. Одно из его методических новшеств - введение в схему эксперимента коллективного индуктора - группы людей, одновременно мысленно старающихся передать изолированному в другой комнате перципиенту (воспринимающему) неизвестное тому изображение.

Но эти работы, - продолжал Александр Леонидович, - позволяли скрывать иную, весьма опасную деятельность. Еженедельно по четвергам, вечерами, на квартире Чеховского, проживавшего на Лубянке, с соблюдением строжайших правил конспирации собиралась чертова дюжина людей-единомышленников хозяина, включая его самого. В молчании они набрасывали на плечи некие мантии, надевали странные головные уборы и в определенном порядке рассаживались вокруг удлиненного стола с закругленными краями. Перед каждым из них лежала книга с неведомыми письменами. В центре стола находился искусно вылепленный из воска бюст... самого Сталина! Голову бюста покрывали волосы, принадлежавшие оригиналу. Они за сумасшедшие деньги покупались у сталинского парикмахера. Иногда вместо бюста в центре стола лежала фотография головы Сталина, снятая со спины. Получить ее было столь же трудно, как и его волосы, но собравшимся было нужно изображение именно затылка вождя.

Затем начиналось само действо. Оно состояло в том, что под аккомпанемент особых словесных формул-заклинаний стальной иголкой пронзалось фото затылка вождя или затылок воскового бюста. Именно там, в затылочной области, у человека расположены продолговатый мозг и центры, отвечающие за дыхание и сердцебиение. Собравшиеся страстно желали поразить эти жизненно важные центры вождя.

Через какое-то время об этом уголовно наказуемом желании стало известно соответствующим органам. В один из четвергов преступное сообщество было нейтрализовано. Внезапно нагрянули представители этих самых органов и арестовали всех, как они посчитали, участников преступного деяния. В квартире оставили засаду. И когда на второй день в той пустой квартире вдруг появился какой-то необычно одетый человек, сидевшие в засаде в панике бросились вон из странной квартиры. Оказалось, - пояснил Александр Леонидович, - что один из участников действа успел спрятаться в каком-то закутке, затаился там и его не заметили. Когда же таиться стало невтерпеж, он решил - будь, что будет, и вышел из своего тайного укрытия, до смерти напугав сбежавшую засаду. И оказался на свободе. Так о том случае стало известно на воле.

Эта моя встреча с А.Л. Чижевским не была единственной. Позже я несколько раз виделся с ним на некоторых многочисленных тогда собраниях научной общественности, где обсуждались проблемы парапсихологии. Последний раз я встретил Александра Леонидовича в 1963 году в московском Доме дружбы с народами зарубежных стран, где по инициативе Э.К. Наумова (в то время - научного сотрудника Уголка имени В.Л. Дурова, где когда-то работали Б.Б. Кажинский и А.Л. Чижевский) не раз обсуждались и вопросы парапсихологии.

Я пришел пораньше и в холле увидел Александра Леонидовича. Завязалась беседа - конечно же, о проблемах телепатии, которые глубоко заинтересовали ученого, еще когда меня на свете не было. Однако ко времени моих бесед с Чижевским, работа над этими проблемами уже была вменена в мои служебные обязанности. А Александру Леонидовичу исследования мысленного внушения были вменены в служебные обязанности почти за сорок лет до этого - в конце 1923 года, когда он, не без содействия Бернарда Бернардовича, стал сотрудником Практической лаборатории по зоопсихологии при Научном и культурно-просветительском уголке имени В.Л. Дурова. Чижевский проработал совместно с Кажинским до 1931 года.

Феноменом мысленного внушения Александр Леонидович заинтересовался еще до знакомства с Б.Б. Кажинским. Об этом свидетельствует его книга "Физические факторы исторического процесса", завершенная в ноябре 1922 года и вышедшая в 1924 голу в Калуге. В этой книге, принесшей ему впоследствии так много неприятностей, А.Л. Чижевский, в частности, склоняется к мысли, что "...явления внушения - единичного и массового - могут быть объяснены путем электромагнитного возбуждения центров одного индивида соответствующими центрами другого".

Вслед за этим он затрагивает вопрос, жгучий интерес к которому проявляли не только властители прошлого: "История изобилует красноречивыми фактами массового внушения. В сущности, не совершилось ни одного исторического события с участием масс, где нельзя было бы отметить внушения..."

Александр Леонидович предположил ("На основании известных данных, еще нуждающихся в проверке и обосновании"), что "...сила внушения - влияние единичных лиц на массы - возрастет с усилением пятнообразовательной деятельности Солнца. Анализ многочисленных исторических событий, - пишет ученый, - показал, что влияние на массы ораторов, народных вождей, полководцев не всегда имеет одинаковую силу и колеблется не только периодически по этапам солнечного цикла, но даже и по временам года... Поэтому возникает предположение, что увеличение пятнообразовательной деятельности Солнца, связанное с увеличением его электрической энергии, оказывает сильнейшее влияние на состояние электромагнитного поля Земли, так или иначе возбуждая массы и способствуя внушению".

Обосновываемая А.Л. Чижевским "теория зависимости поведения масс от космического влияния" рассматривалась им не как некая теоретическая отвлеченность, а как руководство к действию.

Но странное дело, вести дальнейшие расспросы о столь заинтересовавшем меня деле В.К Чеховского я отчего-то не решался. Чувствовал, что это как бы запретная тема, которой более не стоит касаться.

Но почему о нем обмолвился Александр Леонидович, да с таким знанием подробностей, и к тому же в присутствии меня и Дмитрия Георгиевича? Ведь с нами он встретился впервые и неожиданно. Зачем же оставил такой след в нашей памяти? Не было ли это своего рода намеком или подсказкой?

Несколько лет спустя судьба вновь свела меня с делом В.К. Чеховского. В мае 1991 года в Ростове Ярославском состоялась межрегиональная научная конференция "Проблемы биополя". К ее началу был издан отпечатанный тиражом 250 экземпляров сборник докладов. Одна из статей - "А.Л. Чижевский как историк парапсихологии", привлекла мое особое внимание. Ее написал доктор философских наук профессор В.А. Чудинов. Ему удалось обнаружить в Архиве Академии наук СССР неоконченную рукопись статьи "О передаче мысли на расстояние", подписанную тремя авторами - А.И. Ларионовым, А.Л. Чижевским и (!) В.К. Чеховским. Статья написана не ранее 1925 года и не позже февраля 1928-го, когда В.К. Чеховский был арестован. Стало быть, Александр Леонидович лично знал В.К. Чеховского! Но в том давнем рассказе не посчитал нужным об этом обмолвиться, да и рукопись той статьи хранил до поры, до времени в своем домашнем архиве и навряд ли кому-то ее показывал. Видимо, была тому причина.

Ряд сенсационных подробностей из биографии А.И. Ларионова и В.К. Чеховского я узнал лишь летом 2000 года, когда в мои руки попала книга А.И. Никитина "Мистики, розенкрейцеры и тамплиеры в Советской России", изданная 1998 г. в Москве тиражом всего 1520 экземпляров. Особую ценность книги придает цитирование документов из фондов Центрального архива ФСБ РФ, в т.ч. и материалов, относящихся к А.И. Ларионову и В.К. Чеховскому. Оказывается, инженер-химик А.И. Ларионов был мистиком, специалистом в области символизма и участвовал "в мистических работах по истории и практике западного и восточного оккультизма". А вот с В.К. Чеховским дело оказалось серьезнее и сложнее - он был одним из руководителей тайного общества розенкрейцеров! Вот что о том пишет А.Л. Никитин: "Чеховский на собственный страх и риск вел эксперименты по передаче мысли на расстояние и уже сделал несколько сообщений об этом на заседаниях научной комиссии Института мозга в Ленинграде. Благосклонный прием в академическом научном центре вдохновил Чеховского, и он сделал попытку открыть в Москве филиал Комиссии Института мозга с привлечением лучших научных сил столицы.

Для этой цели Чеховский, который жил на Малой Лубянке, вместе с Тегером арендовали у домкома обширный подвал, где и разместилась их, так и не разрешенная официально лаборатория.

Замысел экспериментаторов был достаточно прозрачен. Комиссия должна была стать легальным полем их деятельности, где могли ставиться опыты и заслушивались доклады. Но под ее прикрытием в подвале начала работать небольшая засекреченная группа в области практического оккультизма. Цель была та же, что и у розенкрейцеров Белюстина: восстановление древнего посвящения путем овладения астральными планами и подчинением себе "элементалей", то есть стихийных сил - земли, воздуха, воды и огня".

Здесь надо сделать несколько пояснений. Как пишет Л.Л. Васильев в книге "Экспериментальные исследования мысленного внушения" (ЛГУ, 1962), при Институте мозга с весны 1922 года и по конец 1923 года работала специальная Комиссия по изучению мысленного внушения. Позже ее функции были возложены на Общество неврологии, рефлексологии, гипнологии и биологической физики. На пленарном заседании Общества в марте 1926 г., на котором председательствовал директор Института мозга академик В.М. Бехтерев, был, в частности, заслушан доклад В.К. Чеховского "К вопросу непосредственной передаче мысли на расстояние".

В.В. Белюстин, филолог по образованию, интересовался астрологией, оккультизмом и спиритизмом. В 1922 г. он организует в Москве кружок розенкрейцеров так называемого орионийского посвящения, становится главой московских розенкрейцеров, а в 1926 г. основывает новый московский "Орден Розенкрейцеров". Его цель - возрождение подлинного розенкрейцерства, т.е. обладание магическими способностями розенкрейцеров через овладение ясновидением, телепатией, алхимией и астрологией. однако Чеховский, как и его компаньон Тагер, были прагматиками. Именно поэтому они пошли "своим путем", создав собственную тайную организацию.

Они предполагали дать членам своей организации минимальную теоретическую подготовку: "...курсы лекций, где оккультизм и история религий перемежались лекциями по органической и неорганической химии, оккультной ботанике и медицине. Для экспериментальной работы проводились сборы дикорастущих магических и лекарственных трав, планировалось их выращивание на плантациях и проводились эксперименты в области галлюциногенных препаратов, ароматов, мазей и прочего...

Подвал, - поясняет А.Л. Никитин, - помещавшийся именно на Малой Лубянке, был тоже выбран не случайно. Как показывал на очной ставке с Чеховским его ближайший сотрудник по оккультной практике В.В. Преображенский, "когда я в первый раз был приведен в подвал дома №16 по ул. Малая Лубянка вместе с руководителями организации Тегером и Чеховским и спросил их, почему для работы избрано такое неблагоустроенное помещение, то получил ответ, что подвал, во-первых, находится в центре города, во-вторых, он расположен рядом с подвалами ОГПУ, где проливается кровь расстреливаемых, а, как известно, кровью умерших питаются лярвы, создающие царство мрака и тьмы, которое должно быть разрушено токами света от магических операций в генераторе подвала..." Вот как В.К. Чеховский отразил в своих показаниях структуру и цели своей организации.

Могло ли такое тайное общество, с властными претензиями на мировое господство, остаться в тех условиях незамеченным? Ответ напрашивается сам собой. Вот что пишет по этому поводу А.Л. Никитин: "...все это очень скоро закончилось. По нелепой случайности, органы ОГПУ в феврале 1928 года арестовали Чеховского и Тегера, а вместе с ними и еще два десятка молодых людей. Оба руководителя были сосланы на Соловки, откуда Тегер по болезни был переведен в Среднюю Азию, а Чеховский, пытавшийся возглавить массовый побег заключенных, был расстрелян в октябре 1929 года...

Надо сказать, что эти материалы нисколько не противоречат тому, что я слышал относительно В.К. Чеховского от Александра Леонидовича, а лишь дополняют его рассказ ценными подробностями.

Итак, кое-что из мучавшей меня тайны со временем прояснилось, но самое главное осталось в тумане. "В нашей организации, - свидетельствовал в своих показаниях В.К. Чеховский, - существовало четыре степени. В первую степень входили лица, не знавшие о существовании организации". Относился ли Александр Леонидович к этой самой странной степени? Ведь В.К. Чеховский собирался исследовать феномен телепатии с привлечением "лучших научных сил столицы", а для этого вовсе не обязательно становиться официальным членом тайной организации, да и неофициальным тоже. Но А.Л. Чижевский, и это вытекает из его рассказа, знал о существовании тайной организации. Однако отсюда вовсе не следует, что он входил во вторую и тем более третью степени посвящения. Скорее всего, о существовании организации он узнал после ее провала и ареста участников. Не исключено, что это знакомство могло негативно отразиться на дальнейшей судьбе Александра Леонидовича, вызвать определенные подозрения у властей, вызвать последовавшие потом гонения, арест, ГУЛАГ и 16-летнюю ссылку.

С позиций сегодняшнего дня необходимо четко различать научную сторону исследований Чижевского по проблемам передачи мыслей и ее магическую составляющую, которую и в наше время используют современные "маги" в корыстных целях, начиная от приемов гадания, привораживания, снятия "порчи" и т.п. и кончая деятельностью "посвященных" на мировом уровне.




Адрес для писем: mikosm@narod.ru
Под редакцией В.Н.Ягодинского

В начало страницы
Сайт управляется системой uCoz