Международный институт космотворчества

Из писем Н.В.Чижевской

О передаче мысли на расстояние

Передача мысли в пространстве

Новый вид излучения солнца

А.Л.Чижевский - "парадоксов друг"

Поручение профессора Чижевского

Неразгаданная тайна А.Л.Чижевского

Интерес А.Л.Чижевского к парапсихологии

Спасск - отголосок ядерных взрывов

Об иммуногематологической обусловленности ритма онкологической заболеваемости

Влияние биологического объекта на электрическую проводимость воды

Глобальные катастрофы и космоэкологическое преобразование сознания

Конвульсии Эльбрусского бароцентра

Солнечная активность и среда обитания

Патриарху космического естествознания 75 лет!

Музей-библиотека Н.Ф.Федорова

Социальная психофизика

Диагностика по изображениям


МИК А.Л.Чижевского
Новые статьи по психологиии на Московский психологический журнал
 
Интерес А.Л.Чижевского к паропсихологии
 

В.А. ЧУДИНОВ,
д.ф.н., проф., академик РАЕН

Мы знаем Александра Леонидовича Чижевского (1897-1964) как великого русского ученого-космиста, исследователя солнечно-земных связей, исследователя воздействий положительных и отрицательных аэроионов на жизнедеятельность организмов, соратника К.Э. Циолковского.

Весьма важной особенностью этого исследователя является его стремление к комплексному изучению новых явлений. Это отмечал в предисловии к его работе "Физические факторы исторического процесса" К.Э. Циолковский: "Книжку А.Л. Чижевского с любопытством прочтет как историк. которому все в ней будет ново и отчасти чуждо (ибо в историю тут врываются физика и астрономия), так и психолог или социолог. Этот труд является примером слияния различных наук воедино на монистической почве физико-математического анализа".

Вместе с тем мало кому известно, что это желание к комплексному охвату естественнонаучного и гуманитарного знания совершенно логично подвело Александра Леонидовича к изучению так называемых паранаук. Между тем, ничего сенсационного в этом интересе Чижевского к парапсихологии нет. Перечисляя вклад Александр Леонидовича в науку, Международный конгресс по биологической физике и биологической космологии (Нью-Йорк, 11-16 сентября 1939 года) отмечал: ''цикл капитальных исследований... проф. Чижевск(-ого) (по)... установлению зависимости нервно-психического тонуса (функционального состояния нервной системы) у людей от некоторых пертурбационных периодических солярных процессов". Отсюда совсем недалеко до исследования воздействия психики одного человеческого существа на другое в различных условиях физического состояния Земли, Солнца и космоса.

При исследовании таких паранаук как астрология и парапсихология, Александр Леонидович стремился вычленить прежде всего их рациональное содержание, их попытки обобщить и объяснить малопонятные явления природы в их связи с судьбой человека и его пенхической деятельностью.

Некоторый свет на отношение Чижевского к паранаукам проливает его работа "От астрономии к космической биологии", написанная в 1928 году. Она была задумана как первая глава более обширного труда о влиянии солнечной деятельности на жизнь Земли и ее природные условия. Первоначально этот раздел назывался "Астрология, мантика, антропогеография". В данной работе автор прослеживает эволюцию астрологических знаний, а также приводит собственные размышления по поводу астрологии.

"Что можно было бы возразить против догмата всемирной симпатии, говорящего, что все части мироздания солидарны между собой, что часть подобна целому и зависит от него, что огонь сознания и огонь небесных светил родственны, что наше тело связано прочными узами родства с окружающими его стихиями, которые в свою очередь подвергаются влиянию космических сил? - спрашивает А.Л. Чижевский.

Ведь на этом догмате покоилось все миросозерцание греков и потом римлян. Поэтому-то становится понятным, что несмотря на ряд изумительных открытий в области математики, астрономии, физики, механики, медицины и других естественных дисциплин, теория о невидимых, неощутимых влияниях и излияниях сделалась единственной и основной для объяснения сил, действующих в физическом и психическом строе человека! В чем же заключалась таинственная и могучая сила астрологических постулатов, навязываемая людям вопреки всяким разумным методам доказательств? Где же таится зародыш астрологических верований, более двадцати веков волновавших человеческую мысль? Возникает также вопрос: умерла ли эта наука древности бесследно, не оставив в обширном строе человеческих знаний ярких памятников своего бытия, может быть, изменившихся в форме выражения, но принципиально тождественных с первоначальными постулатами астрологии? И если нет, то не послужила ли астрология с ее всеобъемлющим догматом побудительным стимулом, принудившими человеческую мысль к отысканию аналогичных принципов в сфере точного знания?

В умах астрологов за тысячелетия до начала опытного изучения природы сложилось глубочайшее убеждение в том, что жизнь представляет собой лишь трепет космических сил, поток космической энергии, направленной сверху вниз. Источники этой энергии, таясь где-то далеко в небесных пространствах, щедро дарят миру эту энергию, приводят в движение его звездные сферы и производят на Земле все те разнообразные движения, которые оживляют земную поверхность. Все на Земле обязано ей, этой космической энергии: и смена времен года, приливы и отливы морских волн, бури и грозы, бурное или спокойное движение соков в растениях, животных и людях. Объясняя мировой процесс вибрацией космических сил, астрология тем самым освобождала мысль от гнета церковной догмы и освежала ее дуновением широчайших просторов, шествовала впереди всех наук как их лучшее философское завершение, как передовой боец за свободу человеческого духа".
Вместе с тем, А.Л. Чижевский заявляет о том, что он далек от того, чтобы защищать астрологию со всеми ее догматами.

В ином ключе подается другая работа, написанная не ранее 1925 года и подписанная тремя авторами - А.И. Ларионовым, В.К. Чеховским и А.Л. Чижевским, который и готовил материал. Рукопись не окончена, из задуманных нескольких разделов она содержит только два. Это лишает нас возможности познакомиться с рядом конкретных результатов деятельности авторов, но позволяет принять к сведению исторический очерк опытов других исследователей по передаче мысли на расстояние, что весьма ценно, ибо в настоящее время таких свидетельств очень мало. Данное исследование интересно тем, что деятельность русских ученых не отделяется от достижений их западных коллег, что позволяет создать единую историческую картину развития экспериментов.

В этом историческом разделе А.Л. Чижевский демонстрирует не просто определенное знакомство с историей парапсихологии, но выступает как ее теоретик. А в разделе о собственных исследованиях он описывает опыты, проводимые в группе при научной организации ФИЗОХИМ, где индуктор с октября 1922 года по апрель 1923 года передавал изображение простой геометрической фигуры, при этом по сравнению с предыдущими аналогичными экспериментами в Берлине данные опыты были усовершенствованы. Выяснилось, что есть связь между типом темперамента и предрасположенностью быть индуктором или перципиентом. Были открыты законы искажения восприятия, а также апробированы различные методики передачи и восприятия сообщения. Наиболее впечатляет результат успешности применения методик, оцениваемый в 75-80%.

На мой взгляд, эта работа А.Л. Чижевского позволяет по-новому взглянуть на творчество незаурядного человека и понять, что в послереволюционной России существовали целые исследовательские коллективы, занимавшиеся проблемами телепатии. Весьма впечатляет и тот научный подход к данному сложному явлению, который демонстрирует Александр Леонидович. Он практически не пользуется па-рапсихологической терминологией, оставаясь в рамках обычных естественнонаучных исследований. Поэтому данная неоконченная статья могла бы явиться основой для изучения подобного явления в том ключе, который был разработан А.Л. Чижевским.




Адрес для писем: mikosm@narod.ru
Под редакцией В.Н.Ягодинского

В начало страницы
Сайт управляется системой uCoz