А.Л. Чижевский
Настоящее исследование основывается на экспериментальных
работах над непосредственной передачей мысли на расстояние,
поставленных в 1922/23 году В.К. Чеховским совместно с проф.
А.И. Ларионовым и А.Л. Чижевским в специальной комиссии,
организованной по моей инициативе при существовавшей тогда
научной организации "ФИЗОХИМ" в Москве.
В настоящее время заканчивается обработка произведенных
опытов. Было сделано около 2300.
Вопрос передачи мыслей входит в мир науки после столь долгих
и особенно ожесточенных споров, какие вряд ли в истории
науки пришлось выдержать какому-либо другому вопросу. Вопрос
вызвал столько недоумений и часто такое непонимание основных
стремлений занимавшихся им, что прежде чем перейти к теме,
я считаю необходимым изложить вкратце своё кредо по вопросу
и подходы, которые были положены мною еще в 1922 году в
основу примененной методики исследования.
Излишне говорить, что я стою на чисто позитивной и опытной
точке зрения и ни к какому одностороннему или "мистическому"
освещению экспериментально установленных фактов не склонен.
С другой стороны, для меня как экспериментатора и прагматика
факт - экспериментально установленный - является непреложным.
Моя задача: научно, совершенно объективно и честно попытаться,
если не разрешить, то наметить путь к разрешению проблемы
непосредственной передачи мысли на расстояние и произвести
над этим явлением ряд необходимых для его изучения и научного
объяснения наблюдении.
Остается совершенно невыясненной природа (сущность) явления,
но это нисколько нас не должно смущать, так как можем ли
мы себе сказать" что нам вполне ясна природа электричества
и бесконечного ряда сил и явлений природы, свойства которой
мы все же не только научно исследуем, но и практически используем,
Случаи непосредственной передачи мысли на расстояние, привлекшие
к себе внимание исследователей, могут быть разделены на
две группы:
1. Факторы легендарно-исторические:
а) группу явлений, достоверно засвидетельствованных или,
по-видимому, правдиво описанных свидетелями; отчасти свидетельства
полулегендарного характера, относящиеся к эпохе исторической
или даже доисторической, поскольку в легенде всегда содержатся
элементы реальности, а фантастический характер объясняется
обычно позднейшими наслоениями,
Так, сюда может быть отнесен факт, наблюдавшийся во время
индусских восстаний, когда весть о поражении англичан с
необъяснимой быстротой распространилась но всей стране и
частных сторон явления.
Отмечу, что со стороны терминологии мы отвергаем предложенное
разными исследователями термины
"телепатия" - как ассоциативно связанный с известными
спиритуалистическими построениями и не выражающий в точности
природы явлений;
б) "интерцеребральная индукция и перцепция на человеке"
- как основанный на неправильной аналогии с явлением электрической
индукции (справедливая аналогия с радио) и преждевременно
утверждающий локализацию органов передачи и восприятия в
мозговых центрах;
"мысленное внушение" - как утверждающий противопоставление
или сопоставление с внушением гипнотическим;
в) "дистанционные рефлексы" - как преждевременный
ввиду невыясненности течения самого процесса.
В дальнейшем мы буднем применять исключительно термин "непосредотвенная
передача и восприятие мысли на расстоянии" как простое
точное и ясное наименование, вполне характеризующее явление.
Передающего мы обозначаем по старой терминологии "агент"
(по приведенной выше причине отклоняя термин "индуктор"),
воспринимающего общепринятым термином "перцепиент".
По предложению А.И. Ларионова и В.К. Чеховского первоначальные
опыты были намечены следующим образом:
"Кто-либо, пользующийся доверием и, по возможности,
знакомый всем присутствующим в качестве передающего "агента",
зарисовывает на контрольном листке простую фигуру, которую
желательно передать" концентрируя на ней вникание в
течение 2-3 минут. В это время остальные присутствующие
в качестве воспринимающих "перцепиентов" стараются
мысленно воспринять фигуру и зарисовывают ее на своем контрольном
листке.
Первые опыты при сменяющемся агенте определяют чуткость
воспринимающих и способность к передаче, а также дают возможность
выявить лиц, отличающихся особо удачные восприятием и передачей
друг другу для распределения участвующих на отдельные группы
в дальнейшей работе.
Состояние агента: очень напряженное, на чем-то сконцентрированное;
доминирующая идея.
Состояние перцепиента: не должно быть никаких мыслей, состояние
полной психической пустоты; пассивное.
Подразделение на группы должно было послужить для исследования
в оптимальных условиях сонастроенности и, при максимальной
удаче опытов, зависимости передачи мысли от различных факторов:
расстояния, настроения агента и перцепиента, психически
действующей атмосферы цветного света, музыки, аромата и
других явлений; влияния времени и метеорологических факторов;
методов концентрации активной и пассивной; методов тренировки,
передачи представлений, чувств и понятий; передачи мысли
в гипнозе и т.п.
Уже первые опыты показали насколько желание удачи является
могучим средством побуждения к работе своего сознания и
подсознания, вызывающим большую удачу опытов. Особенно характерна
поэтому в первых работах удача опытов наиболее трудных,
то есть и наиболее интересных, - на дальних расстояниях.
Наблюдение результатов первых опытов показало, что способность
к передаче и восприятию наблюдается у лиц по большей части
противоположной психической конституции. Люди в жизни предприимчивые,
энергичные, мужественные - являются лучшими агентами; натуры
более пассивные, мечтательные, женственные - лучивши перцепиентам;
кроме того, лица с общим внутренним миром, общими интересами
в жизни - обладают некоторым предрасположением к мысленному
общению друг с другом (сонастроенность); при этом более
активный является агентом более пассивного перцепиента.
Часто распределения активных и пассивных способностей более
равномерно, тогда передача возможна в обоях направлениях
почти одинаково. Сонастроенность часто обнаруживается в
явлениях "вторичной передачи", при опытах с одним
агентом и многими перцепиентам когда кто-либо из перцепиентов
воспринимает фигуру не от агента, а от другого перцепиента
у которого зарисованная фигура вызвала, по-видимому, невольное
активное сосредотачивание.
Планомерно организованные групповые опыты дали к концу работ
процент успешности 75-80%, включая все опыты группы, в том
числе и те, из которых видно, что идущие в один и тот же
день и при тех же обстоятельствах неудачи являются следствием
ряда факторов, которые в данных условиях не допускают установления
передачи мысли. Между тем иногда опыты именно своей неудачей
подтверждают несомненность передачи мысли. Они всегда следуют
периодами, всегда связаны одинаковыми условиями опытов в
течение всех неудач: настроением перцепиента, методом передачи,
одним и тем же днем и т.д. Когда передача не устанавливается,
совершенная невозможность частых совпадений бросается в
глаза и становится ясной невозможность объяснения других,
удачных опытов какой-либо случайностью. Если же исключить
эти опыты, то процент удачи составил бы около 88-90%.
|