В.А. ЧУДИНОВ,
д.ф.н., проф., академик РАЕН
Мы знаем Александра Леонидовича Чижевского (1897-1964) как
великого русского ученого-космиста, исследователя солнечно-земных
связей, исследователя воздействий положительных и отрицательных
аэроионов на жизнедеятельность организмов, соратника К.Э.
Циолковского.
Весьма важной особенностью этого исследователя является
его стремление к комплексному изучению новых явлений. Это
отмечал в предисловии к его работе "Физические факторы
исторического процесса" К.Э. Циолковский: "Книжку
А.Л. Чижевского с любопытством прочтет как историк. которому
все в ней будет ново и отчасти чуждо (ибо в историю тут
врываются физика и астрономия), так и психолог или социолог.
Этот труд является примером слияния различных наук воедино
на монистической почве физико-математического анализа".
Вместе с тем мало кому известно, что это желание к комплексному
охвату естественнонаучного и гуманитарного знания совершенно
логично подвело Александра Леонидовича к изучению так называемых
паранаук. Между тем, ничего сенсационного в этом интересе
Чижевского к парапсихологии нет. Перечисляя вклад Александр
Леонидовича в науку, Международный конгресс по биологической
физике и биологической космологии (Нью-Йорк, 11-16 сентября
1939 года) отмечал: ''цикл капитальных исследований... проф.
Чижевск(-ого) (по)... установлению зависимости нервно-психического
тонуса (функционального состояния нервной системы) у людей
от некоторых пертурбационных периодических солярных процессов".
Отсюда совсем недалеко до исследования воздействия психики
одного человеческого существа на другое в различных условиях
физического состояния Земли, Солнца и космоса.
При исследовании таких паранаук как астрология и парапсихология,
Александр Леонидович стремился вычленить прежде всего их
рациональное содержание, их попытки обобщить и объяснить
малопонятные явления природы в их связи с судьбой человека
и его пенхической деятельностью.
Некоторый свет на отношение Чижевского к паранаукам проливает
его работа "От астрономии к космической биологии",
написанная в 1928 году. Она была задумана как первая глава
более обширного труда о влиянии солнечной деятельности на
жизнь Земли и ее природные условия. Первоначально этот раздел
назывался "Астрология, мантика, антропогеография".
В данной работе автор прослеживает эволюцию астрологических
знаний, а также приводит собственные размышления по поводу
астрологии.
"Что можно было бы возразить против догмата всемирной
симпатии, говорящего, что все части мироздания солидарны
между собой, что часть подобна целому и зависит от него,
что огонь сознания и огонь небесных светил родственны, что
наше тело связано прочными узами родства с окружающими его
стихиями, которые в свою очередь подвергаются влиянию космических
сил? - спрашивает А.Л. Чижевский.
Ведь на этом догмате покоилось все миросозерцание греков
и потом римлян. Поэтому-то становится понятным, что несмотря
на ряд изумительных открытий в области математики, астрономии,
физики, механики, медицины и других естественных дисциплин,
теория о невидимых, неощутимых влияниях и излияниях сделалась
единственной и основной для объяснения сил, действующих
в физическом и психическом строе человека! В чем же заключалась
таинственная и могучая сила астрологических постулатов,
навязываемая людям вопреки всяким разумным методам доказательств?
Где же таится зародыш астрологических верований, более двадцати
веков волновавших человеческую мысль? Возникает также вопрос:
умерла ли эта наука древности бесследно, не оставив в обширном
строе человеческих знаний ярких памятников своего бытия,
может быть, изменившихся в форме выражения, но принципиально
тождественных с первоначальными постулатами астрологии?
И если нет, то не послужила ли астрология с ее всеобъемлющим
догматом побудительным стимулом, принудившими человеческую
мысль к отысканию аналогичных принципов в сфере точного
знания?
В умах астрологов за тысячелетия до начала опытного изучения
природы сложилось глубочайшее убеждение в том, что жизнь
представляет собой лишь трепет космических сил, поток космической
энергии, направленной сверху вниз. Источники этой энергии,
таясь где-то далеко в небесных пространствах, щедро дарят
миру эту энергию, приводят в движение его звездные сферы
и производят на Земле все те разнообразные движения, которые
оживляют земную поверхность. Все на Земле обязано ей, этой
космической энергии: и смена времен года, приливы и отливы
морских волн, бури и грозы, бурное или спокойное движение
соков в растениях, животных и людях. Объясняя мировой процесс
вибрацией космических сил, астрология тем самым освобождала
мысль от гнета церковной догмы и освежала ее дуновением
широчайших просторов, шествовала впереди всех наук как их
лучшее философское завершение, как передовой боец за свободу
человеческого духа".
Вместе с тем, А.Л. Чижевский заявляет о том, что он далек
от того, чтобы защищать астрологию со всеми ее догматами.
В ином ключе подается другая работа, написанная не ранее
1925 года и подписанная тремя авторами - А.И. Ларионовым,
В.К. Чеховским и А.Л. Чижевским, который и готовил материал.
Рукопись не окончена, из задуманных нескольких разделов
она содержит только два. Это лишает нас возможности познакомиться
с рядом конкретных результатов деятельности авторов, но
позволяет принять к сведению исторический очерк опытов других
исследователей по передаче мысли на расстояние, что весьма
ценно, ибо в настоящее время таких свидетельств очень мало.
Данное исследование интересно тем, что деятельность русских
ученых не отделяется от достижений их западных коллег, что
позволяет создать единую историческую картину развития экспериментов.
В этом историческом разделе А.Л. Чижевский демонстрирует
не просто определенное знакомство с историей парапсихологии,
но выступает как ее теоретик. А в разделе о собственных
исследованиях он описывает опыты, проводимые в группе при
научной организации ФИЗОХИМ, где индуктор с октября 1922
года по апрель 1923 года передавал изображение простой геометрической
фигуры, при этом по сравнению с предыдущими аналогичными
экспериментами в Берлине данные опыты были усовершенствованы.
Выяснилось, что есть связь между типом темперамента и предрасположенностью
быть индуктором или перципиентом. Были открыты законы искажения
восприятия, а также апробированы различные методики передачи
и восприятия сообщения. Наиболее впечатляет результат успешности
применения методик, оцениваемый в 75-80%.
На мой взгляд, эта работа А.Л. Чижевского позволяет по-новому
взглянуть на творчество незаурядного человека и понять,
что в послереволюционной России существовали целые исследовательские
коллективы, занимавшиеся проблемами телепатии. Весьма впечатляет
и тот научный подход к данному сложному явлению, который
демонстрирует Александр Леонидович. Он практически не пользуется
па-рапсихологической терминологией, оставаясь в рамках обычных
естественнонаучных исследований. Поэтому данная неоконченная
статья могла бы явиться основой для изучения подобного явления
в том ключе, который был разработан А.Л. Чижевским.
|